Согласно новым нормам, уменьшено количество сделок, которые подлежат обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. С 21 ноября нотариусы, юристы, бухгалтеры и сотрудники банков освобождаются от обязанности информировать финразведку обо всех сделках с недвижимостью. Теперь они будут сообщать в Росфинмониторинг только о переходе прав собственности на недвижимость при сумме сделки выше 3 миллионов рублей.
Поправки упростили контроль сделок с недвижимым имуществом, — констатирует замначальника департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Анатолий Буренков, — сделки, где нет перехода права собственности, в частности аренда и залог предметом контроля теперь не являются».
Несколько смягчены требования к банкам как к основным агентам финансового контроля — так, из закона исключена возможность применения штрафных санкций к банкам, а также дисквалификация сотрудников, которые не проинформировали Рофинмониторинг о сделках клиентов из-за технического сбоя программного обеспечения.
Поправки предусматривают некоторую либерализацию и других норм. Например, отмечает Анатолий Буренков, из закона убрали очень жесткое требование, обязывающее банкиров, адвокатов, нотариусов согласовывать малейшие изменения правил внутреннего контроля за подозрительными операциями с Росфинмониторингом.
Закрутили гайки
Вместе с тем, поправки в закон ужесточают контроль за операциями с ценными бумагами и денежными средствами со стороны юрлиц. Так, если юридические лица будут препятствовать проведению проверок надзорными органами — Банком России, ФСФР, Росфинмониторингом — их ждет штраф от 700 тысяч до миллиона рублей или административное приостановление деятельности до девяноста суток.
Кроме того, сотрудники Росфинмониторинга получили возможность привлечения к персональной административной ответственности сотрудников организаций банков и инвесткомпаний. За плохое исполнение ими обязанностей их будут штрафовать на сумму от 30 до 400 тысяч рублей или дисквалифицировать на срок от года до двух лет. Такую меру Анатолий Буренков называет жесткой.
Эксперт ФГ БКС Богдан Зыков отмечает, что если оценивать поправки в целом, то либерализация является недостаточной и в какой-то степени условной. «Например, штрафы для юрлиц и для должностных лиц заметно вырастут, причем по отдельным пунктам — кратно. То есть, по сути, ответственность за нарушения даже повышена, тогда как риски остались такими же», — говорит Зыков.
Плюсы и минусы
Скорее всего, принятие поправок позволит уменьшить отток квалифицированных сотрудников из банковских подразделений, отвечающих за соблюдение «антиотмывочного» законодательства, так как нематериальная ответственность для них смягчается, полагает Богдан Зыков.
Плюс и в том, что на двое суток продлевается срок представления в уполномоченный орган сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, говорит эксперт.
Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что все, что касается отмены драконовских мер финансового контроля, по которым могли быть «притянуты за уши» адвокаты, нотариусы, консультанты, а тем более, финансовые структуры — это очень позитивно. «И хотя финансовый контроль в некотором роде становится более жестким, но его направленность становится целевой и точечной», — считает адвокат.
с Бизнес ФМ / bfm ru / 87,5 business FM